Индивидуальный предприниматель Мирзоян Элла Станиславовна

ИНН 772148209925, ОГРНИП 325774600016873

_____________________________________________________________________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Индивидуальный предприниматель

______________ (Мирзоян Э.С.)

 «01» июня 2025 г.



  ПОЛОЖЕНИЕо нормах профессиональной этики педагогических работников


1. Общие положения1.1. Настоящее Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее – Положение) разработано ИП Мирзоян Эллой Станиславовной (далее – Организация) на основанииКонституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерацииот 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года; Федерального закона Российской Федерацииот 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ "Опротиводействии коррупции" и другихфедеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников.
1.2. Настоящее Положениесодержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. Настоящее Положение дополняетправила, установленные законодательством РФ об образовании.
1.3. Профессиональная этика педагогических работников – совокупность моральных норм, определяющих их отношение к своему профессиональному долгу и ко всем участникам отношений в сфере образования.
1.4. Федеральный закон Российской Федерацииот 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Обобразовании в Российской Федерации" вводит ряд норм, касающихся профессиональной этики:
– обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п.2 ч.1 ст.48);
– предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальныхнормативных актах образовательной организации (ч.4 ст.47);
– определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч.4 ст.48).
1.5. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Положенияявляется нравственным долгомкаждого педагогического работникаорганизации, осуществляющей образовательную деятельность, и критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, поведенияв отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
1.8. Педагогический работник,осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в образовательную организацию, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принятьдля себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности.
  2. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью2.1. Педагогические работникипри всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:
– законность;
– объективность;
– компетентность;
– независимость;
– тщательность;
– справедливость;
– честность;
– гуманность;
– демократичность;
– профессионализм;
– взаимоуважение;
– конфиденциальность.
2.3. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществоми гражданами, призваны:
– уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
– исключать действия,связанные с влияниемкаких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
– проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
– проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народовРоссийской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
– соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, атакже других обстоятельств;
– придерживаться внешнеговида, соответствующего задачамреализуемой образовательной программы;
– воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной  сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровьюи (или) развитию детей;
– избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчивои точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
– ясности, обеспечивающей доступность и простотув общении;
– грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
– содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
– логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
– доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
– лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
– уместности, означающей необходимость и важностьсказанного применительно к конкретной ситуации.
2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работникиобязаны воздерживаться от:
– пренебрежительных отзывов о деятельности своей организации, осуществляющей образовательную деятельность, или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;
– преувеличения своейзначимости и профессиональных возможностей;
– проявления лести,лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
– любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейногоположения, политических или религиозных предпочтений;
– высказываний, которыемогут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных или конфессионных групп;
–резких и циничных выраженийоскорбительного характера, связанныхс физическими недостатками человека;
– грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
– угроз, оскорбительных выражений или реплик,действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
– поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств,не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;
– размещения в сети "Интернет", в местах, доступныхдля детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
а) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
б) способная вызватьу детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия,никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
в) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев,предусмотренных настоящим Федеральным законом;
г) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
д) отрицающая семейныеценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
е) оправдывающая противоправное поведение;
ж) содержащая нецензурную брань;
з) содержащая информацию порнографического характера;
и) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законныхпредставителей, дату рождениятакого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, инуюинформацию, позволяющую прямо или косвенноустановить личность такогонесовершеннолетнего.
2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать необходимые меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
2.7. Во время учебных занятийи любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефонадолжен быть отключен.
2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшеймежду педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целом.
2.9. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации,он имеет право обратиться в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
  3. Обязательства педагогических работников перед обучающимися3.1. Педагогические работникив процессе взаимодействия с обучающимися:
– признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
– сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
– стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
– выбирают такие методы работы,которые поощряют в учениках развитиесамостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
– при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
– проявляют толерантность;
– защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобызащитить их от физического и (или) психологического насилия;
– принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или)насилия;
– осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах,затрагивающих их интересы;
– прививают им ценности, созвучныес международными стандартами прав человека;
– вселяют в них чувствотого, что они являются частьювзаимно посвященного общества, где есть место для каждого;
– стремятся стать для них положительным примером;
– применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;
– гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент.
3.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:
– навязывания им своих взглядов,убеждений и предпочтений;
– оценки их личности и личности их законных представителей;
– предвзятой и необъективной оценкиих деятельности и поступков;
– предвзятой и необъективной оценки действий законныхпредставителей обучающихся;
– отказа от объяснения сложногоматериала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки обучающихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения (при действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобноедля обеих сторон);
– требования дополнительной платы за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
– проведения на учебных занятияхявной политической или религиозной агитации;
– употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;
– курения в помещениях и на территории организации, осуществляющей обучение.

4. Обязательства педагогических работников перед родителями (законными представителями) обучающихся

4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей обучающихся в вопросы,которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.
4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся должны:
– помнить, что большинство обратившихся родителей или законных представителей, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целом;
– проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желаниепомочь;
– выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
– относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
– высказываться в корректной и убедительной форме;если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
– начинать общениес приветствия;
– выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющиевопросы;
– разъяснить при необходимости требованиядействующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
– принять решениепо существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица);
– консультировать по вопросам образовательной деятельности.
4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся педагогические работники не должны:
– заставлять их необоснованно долгоожидать приема;
– перебивать их в грубой форме;
– проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
– разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
– разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законныхпредставителях;
– переносить свое отношение к законным представителям обучающихся на оценку личности и достижений их детей.
4.4. Прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в образовании их ребенка и поддерживать тем самым процесс обучения, гарантируя выборсамой оптимальной и подходящей для их ребенкаформы работы.
4.5. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек,не допускать втягивания в конфликтную ситуациюили скандал.
4.6. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
  5. Обязательства педагогических работников перед коллегами5.1. Педагогические работникив процессе взаимодействия с коллегами:
– поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения;
– готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в самом начале своего профессионального пути;
– помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
– пренебрежительных отзывово работе другихпедагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
– предвзятого и необъективного отношенияк коллегам;
– обсуждения их недостатков и личной жизни.
– фамильярности в отношениях с коллегами.
  6. Обязательства педагогических работников перед администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность6.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.
6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ее представителями.
  7. Обязательства администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, перед педагогическими работниками7.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в образовательной организации благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
7.2. Делать все возможное для полного раскрытияспособностей и умений каждого педагогического работника.
7.3. Представителям администрации следует:
– формировать установкина сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
– быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
– помогать педагогическим работникам словом и делом, оказыватьморально- психологическую помощь иподдержку, вникать в запросыи нужды;
– регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципови норм профессиональной этики;
– избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета, не переходить в общении с коллегами на «ты»;
– соблюдать субординацию;
– пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
– обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики ипринятие по ним объективных решений;
– способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности образовательной организации с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельныхграждан появляются сомненияв законности действийпедагогических работников.
7.4. Представитель администрации не имеет морального права:
– перекладывать свою ответственность на подчиненных;
– использовать служебное положение в личных интересах;
– проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
– создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
– обсуждать с подчиненными действиявышестоящих руководителей;
– предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакамродства, землячества, личной преданности, приятельских отношений;
– демонстративно приближать к себе своих «любимцев», делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
– оказывать моральное покровительство своим родственникам и близким людям, по признакам религиозной, кастовой,родовой принадлежности, а также личной преданности;
– умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопрекиинтересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
  8. Контроль за соблюдением настоящего Положения8.1. Для контроляза соблюдением настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказомдиректора создается комиссияпо урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - Комиссия). В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.
8.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, Уставом организации, осуществляющей обучение, настоящим Положением и Положением о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
  9. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников9.1. Организация, осуществляющая обучение, стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутациипедагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
9.2. Случаи нарушениянорм профессиональной этики педагогических работников, установленных пунктом 2.3 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споровмежду участниками образовательных отношений, создаваемой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
9.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации, порядокрассмотрения индивидуальных трудовыхспоров в судах – гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
9.4. Педагогический работник,претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
9.5. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав комиссиипо урегулированию споров между участниками образовательных отношений в обязательном порядкевключается представитель выборногооргана соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
9.6. В случае несогласия педагогического работника с решениемкомиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссиипо урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.
  10. Заключительные положения10.1. Положение принимается на неопределенный срок.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.